Современные условия
постоянного повышения уровня информатизации общества определяют направления
движения и развития его наиболее значимой и базовой структуры – образования, поэтому
образование первым отвечает на вызовы времени.
Современная наука не поспевает за развитием общества и среди исследователей не только постсоветского
пространства, но и зарубежных исследователей этой сферы нет единой точки
зрения по поводу определения электронного и единого четкого разграничения
понятий дистанционного и электронного обучения. А мы работаем и «копим опыт». Успехи в
электронном обучении наблюдаются и без теории как ни странно – пишет Андреев
А.А. в статье «Электронная педагогика: она существует».
Чтобы понять,
как соотносятся термины необходимо обратиться к истории возникновения дистанционного обучения .
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДО
Этапы
|
Годы
|
Название этапа
|
Характеристика этапа
|
І этап
|
1840-1960
|
Корреспондентское обучение.
Передача учебных
материалов, в бумажном виде и
через радио и другие носители
информации
|
односторонняя связь и обучение граничит с самообучением.
|
ІІ этап
|
1970-1980
|
Открытое и дистанционное обучение
|
двусторонняя связь: обучение по телефону,
интерактивные видео-, радио- и телетрансляции, мультимедиа, компьютерные
программы, электронная почта
|
ІІІ этап
|
1990
|
Электронное дистанционное обучение
|
преимущественно многосторонняя связь между
студентом, с одной стороны, и преподавателем, образовательным заведением,
учебными материалами, – с другой. Такая связь стала возможной с внедрением и
распространением интернета, высокоскоростных линий связи, современного
аппаратного и программно- го обеспечения, благодаря которым стало возможным
проведение аудио-, видео-, телеконференций, форумов, электронных бесед и др..
|
В термине «электронное
обучение» подчеркивается наличие электронного вида учебных материалов и
возможность электронного обмена между преподавателем и студентом, а также между
студентами, что характерно для информационных образовательных технологий, современный вариант дистанционного обучения.
Таким образом, электронное (дистанционное) обучение появилось на
базе дистанционного обучения в 90-х годах прошлого века. Потребностями
именно дистанционного обучения и обусловлено интенсивное развитие электронного
обучения.
Вначале под электронным обучением понимали технически «улучшенную» форму дистанционного обучения, т. е. электронное обучение рассматривалось как технологическая поддержка дистанционного обучения, обеспечивающая «доставку на дом» мультимедийных обучающих средств.
Вначале под электронным обучением понимали технически «улучшенную» форму дистанционного обучения, т. е. электронное обучение рассматривалось как технологическая поддержка дистанционного обучения, обеспечивающая «доставку на дом» мультимедийных обучающих средств.
Этапы развития электронного
обучения
Таблица
Этапы
|
|
|
Характеристика этапа
|
Потребности этапа
|
1 этап
|
1990
|
Электронное обучение
|
Активное использование презентаций (преимущественно в формате PowerPoint)
и программ тестирования (для локальных сетей, позднее – для удаленного
тестирования по сети Интернет), разработка электронных учебников.
|
1.Развитие педагогического
дизайна (целенаправленного проектирования учебных курсов)
2. Введения технологических стандартов для
обеспечения возможности использования разработанных электронных
образовательных ресурсов в разных средах.
|
2 этап
|
1998
|
Активизация корпоративного обучения
|
1.Обучения сотрудников компаний, непосредственно на рабочих местах
2. многочисленные электронные учебные материалы и электронные
образовательные курсы, 3. формируются портфолио компетенций сотрудников,
4. создаются электронные
средства обучения,
5. различные модели
управления электронным обучением,
|
разработка подходов к оценке
качества и эффективности электронного обучения.
|
3 этап
|
2002- 2015
|
Электронное обучение как парадигма
|
1.Появление программных систем,
обеспечивающих комплексное решение
задач электронного обучения
2. Электронное обучение внедрятся в
традиционные университеты в самых различных организационных формах: как поддержка
традиционного очного и заочного обучения или как новый уровень развития
дистанционного обучения по программам дополнительного профессионального
образования, повышения квалификации преподавателей вузов, довузовской
подготовки, первого и второго высшего образования, корпоративной
магистратуры.
|
Совершенствование систем обеспечивающих комплексное решение задач электронного обучения:
·
системы управления содержанием
(контентом) обучения,
·
системы доставки учебных материалов «в
нужное время в нужном количестве в нужное место»,
·
системы тестирования,
·
подсистемы управления компетенциями для
отслеживания результатов обучения,
·
системы интерактивной поддержки
обучающей среды,
·
системы управления знаниями,
·
системы управления обучением
|
В последнее время специалисты обсуждают вопрос: как относиться к электронному обучению - как к технологиям
или как к парадигме?
Парадигма - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их
решений, методов исследования, господствующих в течение определенного
исторического периода в научном сообществе. Итак, парадигма - это основное,
базовое понимание, на котором кристаллизируются новые знания.
«Почему мы сегодня постепенно начинаем переосмысливать роль ИКТ в образовании
и рассматривать электронное обучение как новую образовательную парадигму?
Исследования в области образовательных технологий
охватывают проблемы обучения, познания, использования информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ), а также проблемы общественных наук. Всем, кто работает в данной
сфере, необходимо обладать знаниями как в области психолого-педагогических
наук, так и в области информационно-технологических наук. Общие задачи, стоящие
перед научным сообществом, заключаются в том, чтобы развивать инновационные
подходы к применению современных ИКТ, что поможет сделать образование
непрерывным (в течение всей жизни), личностно-ориентированным, всесторонним,
гибким и продуктивным» [Гребенюк И.И, Голубцов Н.В., Кожин В.А.,
Чехов К.О., Чехова С.Э, Федоров О.В. Анализ инновационной
деятельности высших учебных заведений России.
- «Академия Естествознания», 2012г. http://www.rae.ru/monographs/143-4715]
О
дистанционных образовательных технологиях автор склоняется к трактовке Долинера Л.И.
[«Дистанционное обучение как ключевой тренд современного образования»http://webconf.irro.ru/index.php/2015-03-29-11-17-32/stati/sovremennye-tekhnologii-elektronnogo-obucheniya/item/11-distantsionnoe-obuchenie-kak-klyuchevoj-trend-sovremennogo-obrazovaniya}
Следует обратить
внимание на то, что ДОТ – это прежде всего образовательная технология,
т.е. учебный процесс, отвечающий определенным требованиям результативности. К
ключевым признакам образовательной технологии относят:
- диагностичность
описания цели;
- воспроизводимость педагогического процесса;
- воспроизводимость педагогических результатов.
- воспроизводимость педагогического процесса;
- воспроизводимость педагогических результатов.
Важным является
замечание и по поводу того, что «реализуемые в основном с применением…», т.е.
реализация дистанционной образовательной технологии может быть не только с
использованием электронного обучения, но и с применением других (в том числе и
традиционных) средств и методов.
И,
наконец, третья составляющая предполагает, что здесь речь идет об обучении на
расстоянии.
Как же нам трактовать понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии»?
Пока согласно ФЗ-11 от
28.02.2012 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ
ОБРАЗОВАНИИ" В ЧАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
"Под электронным обучением понимается организация
образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и
используемой при реализации образовательных программ информации и
обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а
также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного
процесса".
"Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-коммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников".
Комментариев нет:
Отправить комментарий