УТВЕРЖДЕНА приказом министерства образования и науки
Самарской области от 15.04.2011 №
62-од
Программа квалификационных
испытаний для аттестации педагогических работников
по
должности «педагог дополнительного образования»
Пояснительная
записка
Настоящая программа предназначена для проведения квалификационных
испытаний в рамках процедуры аттестации пед.работников по должности «педагог дополнительного
образования» с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и для
установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к
квалификационным категориям (первой или высшей).
Цель квалификационных испытаний - оценить уровень знаний испытуемого по
вопросам, связанным с осуществлением им своей профессиональной деятельности по
занимаемой должности, а также оценить уровень теоретической подготовленности к
выполнению требований, предъявляемых к квалификационной категории (первой или
высшей).
Квалификационное испытание проводится в форме письменного экзамена
(тестирование). Испытуемому предлагается выполнить тест, состоящий из четырех
блоков:
А. Правовой В.
Психолого-педагогический С.
Предметно-методический D.
Информационно-коммуникативный
Общее количество тестовых
заданий 21. Основная форма - задания закрытого типа (задания множественного
выбора, задания на установление соответствия, задания на установление
правильной последовательности действий/операций).
Правильное выполнение тестового
задания оценивается 1 баллом. За правовой блок максимальный балл - 3, за
психолого-педагогический – 6, за предметно-методический - 8, за информационно-коммуникативный - 4.
Положительное заключение о сдаче
квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой
должности дается при наличии суммарной
оценки по четырем блокам – не менее 60%.
Положительное заключение о сдаче квалификационных испытаний для
установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным
категориям, дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам для первой
квалификационной категории – не менее 70%, для высшей квалификационной
категории – не менее 80%.
Программа квалификационных
испытаний состоит из пояснительной записки, содержания программы
квалификационных испытаний, набора примерных заданий
комплексного информационного теста, инструкции по использованию комплексного
информационного теста (для испытуемого), списка рекомендуемой литературы и Интернет - источников.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ
А. Правовой
блок
Приоритетные направления развития системы образования Рос.Федерации и
Самарского региона.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области
образования.
Основные принципы российской образовательной политики:
обеспечение доступности образования;
повышение качества образования;
обеспечение структурных изменений системы образования;
расширение институтов
общественного участия в развитии и управлении образованием.
Концепция компетентностно-ориентированного образования, утвержденная постановлением Правительства Сам. области от 19.05.2004 № 24.
Система образования в Рос.Федерации (дошкольное образование, начальное
общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее
образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное
образование, высшее профессиональное образование, послевузовское образование,
дополнительное образование). Формы получения образования.
Образовательные учреждения: организационно-правовые формы, виды.
Правовые основы функционирования образовательного учреждения. Устав
образовательного учреждения как основной документ, регламентирующий его
деятельность. Типовое положение об образовательном учреждении. Локальные акты ОУ.
Общие требования к организации образовательного процесса в
образовательном учреждении. Компетенция и ответственность образовательного
учреждения. Правовое оформление отношений образовательного учреждения и родителей
обучающихся.
Понятие «образовательная программа». Реализация образовательной
программы в образовательном учреждении.
Концепция развития дополнит.образования детей Сам.области до 2015 года. Основные
принципы, идеи, задачи
Особенности образовательной политики и специфики образовательного
учреждения, в котором работает педагогический работник.
Нормативно-правовая база охраны труда работников и охраны здоровья
обучающихся (воспитанников).
Особенности регулирования труда педагогов дополнительного образования,
режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений.
Права работников образовательного учреждения, их социальные гарантии и льготы.
Нормативно-правовая база социальной защиты обучающихся (воспитанников) в
системе образования. Права и обязанности родителей (законных представителей)
обучающихся (воспитанников).
Санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования к организации
образовательного процесса.
В. Психолого-педагогический блок
Особенности
воспитания обучаемых различных возрастных групп.
Выявление творческих способностей обучающихся,
воспитанников.
Организация
разных видов деятельности обучающихся, воспитанников, ориентация на их личности, развитие мотивации их
познавательных интересов, способностей.
Технологии
педагогической диагностики.
Организация
самостоятельной деятельности обучающихся, воспитанников, проблемное обучение,
связь обучения с практикой.
Методы
убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися,
воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими,
коллегами по работе.
Технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
Социально-психологический
климат и стили педагогического управления.
Межличностные
отношения: педагог – дети; педагогическая поддержка, педагогическое
сотрудничество.
Социальное
окружение и его влияние на ребенка.
Роль семьи
в развитии ребенка.
С.
Предметно-методический блок
Понятие
дополнительного образования детей.
Цели и
задачи дополнительного образования детей.
Содержание
деятельности учреждения дополнительного образования детей.
Типы и
виды учреждений дополнительного образования детей.
Виды
детских образовательных объединений.
Особенности
современных образовательных программ для детей в системе дополнительного
образования детей.
Уровни,
направленность образовательных программ дополнительного образования детей.
Виды,
методы, средства обучения, педагогические технологии в дополнительном
образовании.
Способы
активизации познавательной деятельности.
Анализ
достижений обучающихся, воспитанников, методика работы с портфолио учащегося.
D. Информационно-коммуникативный
блок
Информационные ресурсы, методы и приемы поиска, анализа,
структурирования информации из различных ресурсных источников.
Дидактические возможности ИКТ, назначение и функционирование ПК,
устройства ввода-вывода информации, компьютерные сети и возможности их
использования в образовательном процессе ОУ.
Электронные образовательные ресурсы, ориентированные на
предметно-профессиональную деятельность педагога дополнительного образования,
цифровые образовательные ресурсы.
Приемы организации личного информационного пространства, интерфейс
операционной системы, приемы выполнения файловых операций, организации
информационно-образовательной среды как файловой системы, основные приемы
ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных
образовательных ресурсов.
Приемы подготовки дидактических материалов и рабочих документов в
соответствии с направленностью деятельности педагога дополнительного
образования средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций
и др.):
ввод
текста с клавиатуры и приемы его форматирования;
подготовка
раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовые приемы работы
с инструментами векторной графики;
приемы
работы с табличными данными (составление списков, информационных карт, простые
расчеты);
приемы
построения графиков и диаграмм;
методика
создания педагогически эффективных презентаций.
Базовые
сервисы и технологии Интернета в контексте их использования в образовательной
деятельности педагога дополнительного образования:
приемы
навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего
использования в педагогическом процессе;
приемы
работы с электронной почтой;
приемы
работы с файловыми архивами.
Список
рекомендуемой литературы и Интернет -источников
1.
Аналитический
обзор зарубежного и российского опыта реализации гражданского образования /
Гражданское образование в российской школе // Сост. Т.И.Тюляева. – М.: ООО
«Издательство АСТ», 2003. – 605 с.
2.
Бодрова Т.Е.
Формирование социально-трудовых компетенций учащихся в многопрофильном
учреждении дополнительного образования детей. Дисс. канд.пед.наук /
Т.Е.Бодрова. – Самара, 2006. – 201 с.
3.
Герасимова Г.Е.
Роль творческих проектов по информатике в воспитании гражданственности
школьников // Информатика и образование. – 2008. - №8. – С.34-35.
4.
Горбачева Г.П.
Диагностическая деятельность педагога как условие эффективного проектирования.
- Внешкольник Оренбуржья: научно-методический журнал.№6,2005г.-с.12-13.
5.
Данилюк А.Я.,
Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания
российских школьников / Электронный ресурс. http://www.u-komitet.ru/shool/program/action2009/razdel/cnd
6.
Дополнительное
образование детей. Учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией
О.Е.Лебедева.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г.
7.
Евладова Е.Б.,
Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова. Дополнительное образование детей: Учеб.пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-
352с.
8.
Евладова Е.Б.,
Л.А.Николаева. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных
учреждениях. Методические рекомендации. -М.:
Министерство образования России,
1996.-48с.
9.
Ермолаева Т.И.
Методические рекомендации для педагогических и руководящих работников
образовательных учреждений Самарской области.- Самара, 2004г.
10.
Калиш И.В.
Гражданское воспитание молодежи – приоритет современной российской стратегии
образования / Сб. Гражданское образование в российской школе // Сост.
Т.И.Тюляева. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 605 с.
11.
Каргапольцева
Н.А., Широкова О.П. Формирование социально-трудовой компетентности подростков в
УДОД. Внешкольник Оренбуржья. Научно-методический журнал №1-2,2007, с.15-19.
12.
Кларин М.В.
Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и
дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М.В.Кларин. - Рига: НЦП
"Эксперимент", 1995 – 176с.
13.
Конин Л.П.
Методическое обеспечение образовательного процесса. - Дополнительное образование
и воспитание, № 2 2006г. с.15-22
14.
Логинова Л.Г.
Методология управления качеством дополнительного образования детей.- М.:
АПКиПРО, 2003.-132с.
15.
Лихачев, Б.Т.
Педагогика. Курс лекций / Б.Т.Лихачев. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.
16.
Макаренко, А. С.
Воспитание гражданина / Сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова / А.С.Макаренко.
– М.:Просвещение,1988– 304 с.
17.
Михайлова О.А.
Методические рекомендации по составлению дополнительной образовательной
программы.- Самара: Издательство СДДЮТ, 2008.-48с.
18.
Мудрик,А.В. Воспитание
в системе образования: воспитание и социализация /А.В.Мудрик.//Стратегия
воспитания в образовательной системе
России:подходы и проблемы /Под ред. Зимней И.А.–М. Агентство «Издательский
сервис», 2004– С.13-14.
19.
Мурзакова
О.Г., А.Б. Маслов. Что нужно знать
педагогу об авторской программе. - Дополнительное образование и воспитание, № 2 2006г. с.12-15.
20.
О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента
молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования
и науки России от 11.12.2006 № 06-1844.
21.
От внешкольной
работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и
методических материалов для дополнительного образования детей /Под
ред.А.К.Бруднова.- М.: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-544с.
22.
Педагогика.
Учебное пособие для студентов педвузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.:
Российское педагогическое агентство, 1995. – 638 с.
23.
Педагогический
словарь / Электронный ресурс. http://www.pedpro.ru/termins/168.htm
24.
Подобед С.О.
Проектирование и разработка инновационных программ. –Дополнител. образование и
воспитание,№7 2006г. с.16-18
25.
Полат, Е.С.,
Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В. Новые педагогические и информационные
технологии в образовании: Учебное пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина,
М.В.Моисеева. – М.: Академия, 2005. –
271 с.
26.
Поливанова К.Н.
Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. - М.: Изд-воПросвещение,2008.– 192 с.
27.
Полихудожественное
образование учащихся: из опыта работы ДШИ № 4: Учебно-методический сборник.
Самара, 2007. -101с.
28.
Программы
лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного
образования детей. Номинации: научно-техническая, спортивно-техническая,
спортивная. -М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003г.
29.
Программы
лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного
образования детей. Номинация: художественная.-М.6 ГОУ ЦРСДОД, 2003г.
30.
Программы
лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного
образования детей. Номинация: туристско-краеведческая.-М.6 ГОУ ЦРСДОД, 2003г.
31.
Сборник нетиповых
программ дополнительного образования детей. Под общей ред. Т.А.Чернецовой.
Выпуск 2, г.Пенза,
изд. ИПКиПРО, 2000г.
32.
Сухомлинский,
В.А. Как воспитать настоящего человека. / Сост. О.В.Сухомлинская. – М.:
Педагогика, 1990. – 288 с.
33.
Чеков М.О.
Видовая дифференциация учреждений дополнительного образования детей. Самара:
Изд-во «Самарский университет», 2001.- 64с.
34.
Чеков М.О.Теория
и практика дополнительного образования детей в России: Монография. Самара:
Изд-во СамГПУ. 2001.-288с.
35.
Щетинская А.И.
Проблемы интеграции общего и дополнительного образования // Внешкольник. – 2000. – №3. – С. 6-8.
36.
Широкова О.П.
Портфолио проектной деятельности учащихся.Внешкольник Оренбуржья:научно-методический
журнал.№6, 2005г.-с.14-15.
37.
Щуркова Н.Е.
Педагогическая технология / Н.Е.Щуркова. – М.: Педагогическое общество России,
2002. – 224 с.
38.
Щуркова Н.Е.
Практикум по педагогической технологии / Н.Е.Щуркова. - М.: Педагогическое
общество России, 1998. – 250 с
Комментариев нет:
Отправить комментарий