Богучарская Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования высшей категории МБОУДОДДЮЦ "Планета" , готовясь к педагогической аттестации подготовила статью в информационно-методический журнал "Самарский внешкольник". Статья на сегодняшний момент опубликована в №32 2012 года.
Уважаемые педагоги, ваша педагогическая деятельность настолько разнообразна содержанием занятий, делитесь своим опытом через средства массовой информации.
Предлагаем вам прочитать статью нашего педагога:).
Сказка на занятиях
«Художественная вышивка»
Сказки – это
особый мир детства. Невероятный мир с
чудесами, событиями, героями. Для детей младшего школьного возраста сказка и
игра остаются главными приоритетами в жизни. Представляя себя сказочным героем, ребенок может обладать
удивительными волшебными качествами.
Сюжет сказки
помогает ребенку увидеть пути решения в сложных жизненных ситуациях. Язык сказки понятен ребенку и вместе с этим
она вызывает интерес, загадку, включает его фантазию, развивает мышление,
помогает усваивать информацию. Поэтому для успешного проведения занятий по
художественной вышивке целесообразно включать моменты игр и сказок. Сказка
предлагает ребенку различные образы и ситуации, которые он может примерить на
себе. Сказка на занятиях ненавязчиво включает ребенка в интересный процесс,
дает возможность развития образного мышления, творческого воображения. Ценность
сказок на занятиях состоит в том, что, увлеченные событиями и развитием сюжета,
дети активно включаются в работу, сопереживая героям, побуждаются к действию.
Благодаря сказке открывается нравственная сторона человеческих поступков. Вот
так сказка на занятиях создает особую атмосферу творчества и помогает
воспитывать в детях добро и любовь к русской культуре.
Именно
поэтому на занятиях по художественной вышивке я организовываю встречи с русской
культурой на примере русских народных сказок, русских народных пословиц и
поговорок. Передо мной, как перед педагогом, стоит задача воспитания человека,
знающего и любящего свою Родину, русскую культуру, традиции и обычаи нашего
народа. На занятиях вышивки происходит знакомство с жизнью наших предков, с
русским бытом, народным костюмом, русскими посиделками.
Сказки
являются началом работы и проходят связующей нитью через все занятия. Продолжением является визуализация
образов. Воображение и фантазия детей с легкостью воплощается в рисунках. Увидеть
будущую вышивку помогает иллюстрация сказок. У каждого ребенка свой сказочный
образ. Готовые работы оформляются в виде выставки для родителей.
В
основе детских сюжетов для вышивки лежат не только известные сказки, но и сказки,
придуманные самими детьми. Возможен
игровой момент, когда игрушки оживают и начинают говорить, двигаться. «Оживают»
и дети, которые перевоплощаются в
волшебных фей, зверей и других героев. Если развитие сюжета зайдет в тупик, на
помощь «приходит» добрая волшебница в моем лице, которая знает выход из разных запутанных ситуаций. Детям
очень нравится придумывать продолжение сказок, или полностью сочинять истории.
Рассмотрим,
каким образом проводится работа со сказками на практике на примере серии
занятий «Вышиваем Гжель».
Работая
над созданием цикла занятий «Вышиваем Гжель», я придумала для каждого занятия
свою сказку, чтобы детям 8-9 лет было легче войти в мир промысла Гжель. К
примеру, первое занятие,
подготовительное, было посвящено истории промысла, и сказка перенесла детей в
далекое время поселения людей в этих местах, найденной «волшебной» глине и
созданию необыкновенной сказочной посуды. Также было рассказано о технике
безопасности.
На занятие №2 использовались игровые приемы:
приходила Фея Синяя Роза. Быть феей попросила маму одной из обучающихся. Также
можно использовать куклу и «говорить» за нее. Дети подбирают материалы, нитки,
иголки.
Третье
занятие было посвящено синему цвету гжельской посуды. На этом занятии создается
наброски и рисунки будущих вышивок. Для погружения в тему был использован
игровой момент с подключением сказочных героев: Снежной королевы, принцессы
Кисточки, феи Синяя роза. Занятие началось с получения письма от злой и
коварной Снежной королевы, которая спрятала фею синюю Розу, и детям предлагалось
ее выручить. Игровой момент состоял в путешествии по сказочному лесу, с
разгадыванием загадок, с упражнениями и творческими заданиями по цвету, со
сказкой принцессы Кисточки о синем цвете. Готовые рисунки детей оформляются в
виде выставки, где дети могут обсудить свои работы, поделится впечатлениями.
На
занятие №4 изучался гжельский орнамент, и для него была придумана сказка об
узорах, похожих на снежные, которые можно отыскать в царстве Снежной королевы. Переносится
рисунок на ткань, вышиваются узоры.
Занятие
№5 было посвящено гжельской птице. Дети узнали пословицы, приметы о птицах, а
также была придумана сказка «Птица счастья». Вышивается птица.
Занятие
№6 включало в себя изучение главного элемента гжельской росписи – розы. К этому
занятию дети самостоятельно сочиняли сказки о цветах и королеве цветов – розе.
Вышиваются цветы.
На
занятие №7 Волшебница-рукодельница, была придумана сказка, в которой девушки из
деревни Гжель отправляются на слет Василис премудрых. Готовые вышивки оформляются на выставочном
стенде рядом с рисунками. Каждая «Василиса» презентует и рассказывает о своей
вышивке.
Хочется
отметить, что не только в дополнительном образовании, но и в начальной школе
основой работы с родителями и детьми может стать проведение таких творческих
мастерских. Так как может проходить в виде проектной деятельности. Где все
этапы проекта соблюдены: погружение, исследовательская часть, осуществление
деятельности, презентация, рефлексия. Также важным моментом является
комплексный подход, где устанавливаются межпредметные связи. На занятиях
изучается история искусств, технология, основы живописи, литература.
Вот так
иголкой и нитками рисует детская рука те сказочные образы, которые появляются в
сказочной атмосфере занятий.
Богучарская Татьяна Николаевна,
Комментариев нет:
Отправить комментарий