РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИТОГАМ 2013-2014 УЧЕБНОГО ГОДА
автор статьи Оксана Викторовна Чуракова,
руководитель управления реализации общеобразовательных программ министерства образования и науки Самарской области.
Развитие региональной
системы дополнительного образования
детей осуществляется в соответствии с
современными приоритетами государственной
политики в области образования и в
рамках действующего закона «Образование
в Российской Федерации», который вступил
в силу с 1 сентября 2013 года.
Дополнительному
образованию детей уделяется особое
внимание в Указах Президента РФ от
01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017
годы» и от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области
образования и науки».
В 2013 году система
дополнительного образования отметила
свое 95-летие и представляет собой одно
из уникальных достижений российского
образования. Система дополнительного
образования создает особые возможности
для развития образования в целом, в том
числе для опережающего обновления его
содержания в соответствии с задачами
перспективного развития страны.
Использование лучших традиций
дополнительного образования и качественная
модернизация в соответствии с задачами
развития государства, интересами детей
и семьи, изменениями технологического
и социального уклада позволит
России достойно ответить на вызовы
постиндустриальной эпохи.
В настоящее время
система дополнительного образования
в новом качестве продолжает выполнять
важные социальные функции по формированию
социально-активной, компетентпостно-грамотной,
ответственной личности
и является особым и необходимым звеном
в системе непрерывного образования.
Система дополнительного образования
Самарской области из года в год
совершенствует свою работу внедряет
современные технологии, расширяет
спектр предложений по различным
направлениям детского творчества,
изучает и внедряет инновационные подходы
обучения и воспитания подрастающего
поколения.
Развитие системы
дополнительного образования в 2013-2014
учебном году осуществлялось в рамках
реализации «Концепции развития
дополнительного образования детей в
Самарской области до 21 года», принятой
постановлением Правительства Самарской
области № 5 от 21.01.2010г.
В 2013-2014 учебном году
сеть дополнительного образования детей
в сфере «образование» насчитывает 96
учреждений дополнительного образования
детей (из них 88 муниципальных учреждений
, дополнительного образования детей, 7
государственных бюджетных образовательных
учреждений дополнительного образования
детей, 1 автономная некоммерческая
организация Самарский областной аэроклуб
ДОСААФ России) и 74 структурных подразделений
и филиалов государственных бюджета
общеобразовательных учреждений.
Важным показателем с
позиции планирования стратегии развития
дополнительного образования является
охват дополнительным образованием
детей в возрасте от 5 до 18 лет, который
в соответствии Указом Президента
Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О
мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки»
к 2020 году должен составить 75%.
Занятость детей данного
возраста в системе дополнительного
образования составила 229095 человек что
составляет - 65.6 % от общего числа детей
данного возраста.
Наиболее высокий
процент охвата детей дополнительным
образованием с учетом данного показателя
обеспечен в Южном управлении, на уровне
планового показателя и выше - в 6
территориальных управлениях, в
департаментах образования городских
округов Самара и Тольятти.
Одним из средств
обеспечения гарантий доступности
дополнительного образования является
использование дистанционных форм
обучения. Многолетний и плодотворный
опыт в этом направлении в
Самарском Дворце детского и юношеского
творчества, где более 15 лет дистанционные
формы используют при обучении юных
фотографов и астрономов.
Дистанционное обучение
осуществляется непрерывно на протяжении
всего учебного года и наиболее актуально
для учащихся, обучающихся в отдаленных
районах Самарской области. Реализация
программы Астрошколы способствует
популяризации среди школьников
астрономических знаний и освоению ими
современных методов астрономических
наблюдений.
В этом учебном году 2
воспитанника Астрошколы из Самары
(Дрёмов Леонид) и Тольятти (Гришин Кирилл)
стали победителями XXI
Всероссийской олимпиады по астрономии
(г. Великий Новгород) и 16-ой Международной
конференции научно-технических работ
школьников «Старт в науку-2014» (г. Москва|
(Помещиков Максим).
В работе Астрошколы
за последние три учебных года приняло
участие более 280 учащихся 8-11 в из 16
образовательных учреждений Самарской
области из 9 муниципальных образований
(г.о. Самара. г.о Тольятти, г.о. Октябрьск,
г.о. Чапаевск, г.о. Сызрань, г.о.
Новокуйбышевск. м.р. Красноармейский,
м.р. Большечерниговский. м.р. Борский).
Внедрение дистанционных форм обучения
является одним из перспективных
направлений в развитии дополнительного
образования, за ним будущее. Сегодня
программы дистанционного обучения
реализуются в образовательных
учреждениях городов Самары. Тольятти,
муниципальных районов Сергиевский.
Елховский - это положительный пример
для остальных территорий.
Ценностью дополнительного
образования является то. что в ее системе
сохраняются и развиваются уникальные,
самобытные виды творчества и деятельности
(филейно-гипюрная вышивка, работа с
кожей. керамика. кузнечное и гончарное
дело, этнография и фольклор).
Особое внимание
уделяется обеспечению доступности
услуг дополнительного образования для
детей с ограниченными возможностями
здоровья. Расширение спектра услуг
дополнительного образования для детей
с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется за счет адаптации
имеющихся программ дополнительного
образования, а также за счет внедрения
дистанционных форм обучения. Дети с
ограниченными возможностями здоровья
занимаются в основном в объединениях
эколого-биологической. социально-педагогической
и художественной (декоративно-прикладное
творчество) направленностях. Всего
число детей данной категории, включенных
в систему дополнительного образования,
составило 3 936 человек, что в целом на
уровне предыдущего года (3756 человек)
Охват детей данной категории дополнительным
образованием составляет 32 % от их общего
количества.
Для детей данной
категории на базе Самарского института
повышения квалификации работников
образования в рамках мероприятий
приоритетного национального проекта
«Образование» «Развитие дистанционного
образования детей-инвалидов» в центре
дистанционного обучения в 2013-2014 учебном
году осуществлялось обучение 470 детей
с ограниченными возможностями здоровья
по 19 краткосрочным программам
дополнительного образования (в прошлом
году - 270 детей).
Более 700 детей-инвалидов
занимаются в учреждениях дополнительного
образования физкультурно-спортивной
направленности и около 2 000 детей регулярно
посещают секции специальных (коррекционных)
образовательных учреждений. Доля
обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, систематически занимающихся
физической культурой и спортом, в регионе
постепенно растет и на сегодняшний день
составляет более 3 тысяч
Обеспечению доступности
услуг дополнительного образования для
всех групп детского населения способствует
приоритетность в Самарской области
бесплатного дополнительного образования.
Ежегодно отмечается сравнительно
невысокая доля платных услуг. В 2013
учебном году платными услугами было
охвачено 4227 учащихся, что составило
1,56 % от общего числа учащихся в
дополнительном образовании.
Доля обучающихся в
платных детских объединениях по отношению
к общему количеству обучающихся
Приоритетность в
Самарской области бесплатного
дополнительного образования обеспечивается
за счет увеличения объемов финансирования
из областного бюджета. Диапазон норматива
в 2013 году составил от 5 577 рублей в
городских многопрофильных учреждениях
до 73 224 рублей в сельских конно-спортивных
объединениях (в 2012 году диапазон составлял
соответственно от 3 557 до 57 719 рублей) в
2011 году: от 2 905 рублей до 18 311 рублей).
В целях более полного
удовлетворения потребностей большое
внимание уделяется максимальному
соответствию спектра и качества
предоставляемых услуг социальному
заказу населения.
В образовательных
учреждениях Самарской области реализуются
дополнительные общеобразовательные
программы всех 10 направленностей
дополнительного образования.
Количество детских
объединений по направленностям
дополнительного образования ежегодно
увеличивается и в 2013-2014 году составило
14146 объединений.
В соответствии с
основными приоритетами развития
дополнительного образования в 2013-2014
учебном году увеличилось количество
учащихся, занимающихся по программам
научно-технической и спортивно-технической
направленностям.
Следует
отметить, что развитие технического
творчества обозначено в Самарской
области как одно из приоритетных
направлений дополнительного образования
детей, которое должно обеспечить к 2020
10% занятости обучающихся данным видом
творчества от общего количества
занимающихся.
В целях обеспечения
увеличения охвата учащихся программами
научно- и спортивно-технической,
эколого-биологической, а также
туристско-краеведческой направленностями
необходимо существенное обновление
материально-технической базы для
реализации данных программ.
Повышению качества
дополнительного образования детей
физкулътурно-спортивной направленно
способствует реализация областной
целевой программы «Развитие физической
культуры и спорта в Самарской области
на 2010-2018 годы» в рамках реализации
«Стратегии развития физической культуры
и спорта в Самарской области на период
до 2020 года».
Физкультурно-спортивная
направленность остается по-прежнему
одной из самых массовых и приоритетных,
обеспечивая привлечение детей и молодежи
к регулярным занятиям физической
культурой и спортом с целью их оздоровления,
профилактики вредных привычек и
правонарушений.
Широкому вовлечению
учащихся в занятия спортом способствует
система спартакиад среди образовательных
учреждений различных типов, реализация
таких проектов, как Школьная баскетбольная
лига «КЭС-Баскет», общероссийский
проект «Мини-футбол - в школу». Ежегодно
на протяжении учебного года во
Всероссийских спортивных соревнованиях
школьников «Президентских состязаниях»
и «Президентских спортивных играх»
принимает участие около 450 тысяч
школьников с первого по одиннадцатый
класс. А с сентября 2014 года вводится
Всероссийский физкультурно-спортивный
комплекс «Готов к труду и обороне»
Стоит отметить, что в
муниципалитетах, наиболее активно
принимающих участие в спартакиадах, а также других спортивно-массовых мероприятиях
нет обучающихся, стоящих на учете в
наркологическом диспансере (например:
м.р. Сергиевский, м.р. Красноярский).
В нашем регионе
продуктивно реализовался План мероприятий
по внедрению системы олимпийского
образования «Сочи 2014» на 2011-2014 годы, в
региональных и муниципальных мероприятиях
по внедрению системы олимпийского
образования приняло участие более 600
000 обучающихся. Реализация системы
олимпийского образования позволила
использовать новые подходы в организации
физкультурно-спортивного воспитания,
пропагандировать идеи массового спорта
и вовлечения в активный образ
жизни обучающихся, а также подготовить
педагогические кадры для развития
олимпийского и параолимпийского движения
в России. С целью пропаганды идей
здорового образа жизни совместно с
радио «Sport FМ - Моskvа»
и Олимпийским комитетом РФ были проведены
«Олимпийские уроки» беседы «Великие
спортсмены за здоровый образ жизни», в
которых принимали участие выдающий
спортсмены: двухкратный Олимпийский
чемпион - Денис Панкратов, Олимпийский
чемпион - Боре Шухов, ветераны и действующие
игроки футбольной команды «Крылья
Советов».
Спортсмены системы
образования успешно выступают на
Всероссийских и международных
соревнованиях. 334 спортсмена (из них 15
инвалидов) завоевали 549 медалей (178
золотых. 184 серебряная и 187 бронзовых).
Членами сборных команд
Российской Федерации стали 74 спортсмена
образовательных учреждений, реализующих
общеобразовательные программы
дополнительного образования детей
физкультурно-спортивной направленности
Самарской области по 18 видам спорта. По
количеству завоеванных медалей Самарская
область уже более 8 лет находится в
первой пятерке по России.
С целью повышения
качества и эффективности услуг
дополнительного образования в области
активно идет процесс модернизации
программного обеспечения системы
дополнительного образования детей.
В системе дополнительного
образования детей нашей области на
сегодняшний день реализуется 838 авторских,
3695 адаптированных программ, 993 программы
нового поколения. Процент реализации
авторских программ дополнительного
образования в Самарской области стабильно
остается в пределах 1 %, что выше среднего
показателя по России (14%). Самый высокий
процент авторских программ реализуется
в учреждениях городов Самара и Тольятти,
где они составляют 30% от общего количества
программ.
Обновление содержания
системы дополнительного образования
детей происходит и посредством разработки формам нового поколения с ярко
выраженными инновационными признаками,
включающие изучение информационных
технологий, основы конструирования и
изобретательства, с возможностью для
каждого обучающегося пройти индивидуальную
образовательную траекторию. Одним из
примеров является образовательная
деятельность Техноцентра (ТБОУ ДОД
Самарский областной центр детско-юношеского
технического творчества) по 4 модулям
с использованием технологий самообразования:
автотехнический модуль, авиа -, ракето-,
судотехнический модуль, научно-технический
модум (робототехника и мехатроника в
авто -, судо- и авиамоделях), 1Т- модуль.
На подобные образовательные программы
следует ориентироваться в дальнейшем.
Важным фактором развития
системы является состояние кадрового
ресурса. В 2013-2014 учебна году по сравнению
с прошлым годом в системе дополнительного
образования уменьшилось количество
руководяших работников (с 9,9% до 9,5%) при
увеличении доли педагогических работников
с 59,4% до 61,5%. Из года в год растёт процент
педагогических работников учреждений,
имеющих высшее образование,
Однако, общая доля
педагогических работников, имеющих
педагогическое образование, снизилась
(с 75,6% в 2012-2013 до 63,9% в 2013-2014).
Важной проблемой
подготовки педагогических работников
системы дополнительного образования
детей является отсутствие у многих
среднего или высшего профессионального
(т.е. педагогического образования. По
"Закону об образовании в РФ" такие
люди не имеют права преподавать. Опрос,
проведенный ОЦРДО, выявил 42 человека,
которым необходимо хотя бы среднее
профессиональное образование. Министерство
образования и науки по просьбе ОЦРДО
СДДЮТ открывает дополнительные группы
в педагогических колледжах Самарской
области.
Мониторинг ОЦРДО выявил
также педагогических работников с
непрофильным средним или высшим
профессиональным образованием. По
"Закону об образовании в РФ" такие
люди также не имеют права преподавать
в системе ДОД, если у них не имеется
"дополнительной профессиональной
подготовки» по направлению "Образование
и педагогика". На сегодняшний день
по результатам опроса таких педагогов,
педагогов-организаторов и методистов
в Самарской области 149 человек. Большая
часть из них
желает обучаться.
Однако на сегодняшний
момент учреждения высшего профессионального
образования и учреждения, занимающиеся
повышением квалификации педагогических
работников, не могут предложить программы
переподготовки для данной категории
педагогических работников.
В последние годы
снижается количество педагогических
работников учреждений дополнительного
образования детей, имеющих высшую и
первую квалификационные категории, и
соответственно растёт доля работников,
не имеющих категории, что говорит о
недостаточной стимуляции педагогических
работников к повышению своей квалификации.
Следует
отметить ежегодное поступательное
увеличение доли педагогов, работающих
в дополнительном образовании от 10 до
20 лет, что свидетельствует о закреплении
педагогических кадров в системе
образования.
Возрастной
состав педагогических работников
дополнительного образования говорит
об устойчивом росте количества работников
от 35 лет и старше, что свидетельствует
о старении педагогических коллективов
учреждений.
Одной
из существенных мер по привлечению
молодежи для работы в учреждениях
дополнительного образования детей
является ежемесячная денежная выплата
в размере 5000 рублей молодым педагогам. Одной
из существенных мер по привлечению
молодежи для работы в учреждениях
дополнительного образования детей
является ежемесячная денежная выплата
в размере 5.000 рублей молодым педагогам
в возрасте не старше 30 лет, в первые 3
года их работы, в соответствии с
Постановлением правительства Самарской
области от 4.06.2013 года№ 239.
В целях поддержки и
развития кадрового состава в 2013 году
произошло повышение заработной платы
педагогическим работникам системы
дополнительного образования Самарской
области на 58% причем базовой ставки на
5%, а на 53%-стимулирующей части, что дает
возможность поощрения педагогических
работников, добивающихся высоких
результатов в педагогической и
организационно методической деятельности.
В 2014 году муниципалитетам
Самары и Тольятти выделены целевые
субсидии из областного бюджета на
повышение заработной платы педагогическим
работникам до уровня в государственных
учреждениях дополнительного образования.
В таких условиях особое
значение приобретает системность и
качество методического сопровождения
системы дополнительного образования
посредством проведения методических
мероприятий: областных авторских и
комплексных семинаров; мастер-классов;
стажерских площадок; научно- практических
конференций, а также областных
системообразующих конкурсов
профессионального » мастерства, в
частности, «Сердце отдаю детям».
В 2013-2014 учебном году
для педагогических работников системы
дополнительного образования проведено
более 100 областных методических
мероприятий, в которых приняли участие
более 3.000 педагогических работников.
Наиболее активные
образовательные округа, ТУ по участию
в областных обучающих мероприятие
Самара, Поволжское, Юго-Восточное,
Северное, Юго-Западное, Северо-Восточное.
Новой современной
формой обобщения педагогического опыта
работников системы дополните нового образования становится интернет-конференция,
участники которой могут разместить
свои материалы не только в печатных, но
и на электронных носителях. В этом
учебном году в Интернет конференции
«Воспитание детей и молодежи в современном
образовательном пространстве» приняли
участие более 100 педагогических
работников.
Самыми востребованными
и популярными формами методических
мероприятий являются областные авторские
и комплексные семинары, мастер-классы
и стажерские площадки по актуальным
для региональной системы образования
и воспитания темам.
В прошедшем учебном
году был введен накопительный сертификат
для педагогических работников системы
дополнительного образования детей,
суть которого заключается в том. что
участие в областных обучающих мероприятиях
циклограммы областных мероприятий ГБОУ
ДОД Самарской области (по совокупности
не менее 36 часов) засчитывается при
аттестации как курсовая подготовка по
актуальным проблемам дополнительного
образования детей. В результате этого
нововведения количество участиков
областных методических мероприятий
увеличилось на 30%.
В целях повышения роли
дополнительного образования детей,
выявления передового педагогического
опыта и поддержки талантливых педагогов
в системе дополнительного образования
детей Самарской области проводится
областной конкурс педагогического
мастерства работников дополнительного образования «Сердце отдаю детям»,
количество участников которого постоянно
увеличивается, и в 2014 году составило 40
человек. Победителем X
Юбилейного конкурса стала Куля
А.В., педагог дополнительного образования
(СП «Поиск» ГБОУ СОШ п. Суходол Сергиевского
района).
Победители Областного
Конкурса 2013 года успешно представили
Самарскую область на Всероссийском
конкурсе «Сердце отдаю детям», посвященном
95-летию системы дополнительного
образования. Педагог Сморкалова Е.В.
стала дипломантом I степени
в номинации «Декоративно-прикладное
изобразительное творчество».
С июня 2013
года педагогические работники учреждений
дополнительного образования детей
Самарской области получили возможность
представлять свой инновационный опыт
в рамках присуждении премии Губернатора
Самарской области педагогическим
работникам образовательных учреждений
области, наиболее успешно реализующим
долгосрочные воспитательные проекты
особой педагогической значимости. Из
50 работников системы дополнительного
образования детей, выдвинутых на
присуждение премии Губернатора Самарской
области, 7 педагогов были удостоены этой
награды в форме материального поощрения
из Западного, Центрального (2 человека),
Юго-Западного, Кинельского образовательных
округов, г.о. Самара, Тольятти.
Убедительным
доказательством эффективности системы
дополнительного образования детей
Самарской области являются итоги
Областных и всероссийских массовых
мероприятий.
Всего в 2013-2014 учебном
году для школьников, учащихся НПО и СПО
Самарской области было 20 региональных
конкурсов эколого-биологической
направленности, 20 - технической, 22
творческой 7- туристско-краеведческой; 30
- социальной (лидерской) направленностей.
Количество участников
в областных мероприятиях различных
направленностей ежегодно растет, что
подтверждает значимость мер по активизации
воспитательного потенциала дополнительного
образования.
Наиболее активные
образовательные округа по участию в
областных мероприятиях: -эколого-биологическая:
Юго-Восточное, Отрадное,
Северо-Западное, Юго-Западное;
Северо-Восточное;
-техническая: Южное,
Северное, Юго-Восточное, Кинельское,
Северо-Западное,
-художественная: Самара,
Тольятти, Юго-Западное;
-социально-педагогическая:
Самара, Поволжское. Юго-Западное; Южное,
Кинельское.
Дополнительному образованию
придается большое значение как
воспитательному ресурсу, особенно в
плане духовно-нравственного,
гражданско-патриотического воспитания
и формирования здорового образа жизни.
Государственными учреждениями
дополнительного образования детей
реализуются 30 областных социально-педагогических
программ, в 2013-2014 учебном году в
мероприятиях программ ( слеты, конкурсы,
фестивали, деловые и ролевые игры)
приняло более 70000 человек, в прошлом
году 60000 человек.
Особо следует отметить
«Пушкинские чтения» и Областные юношеские
краеведческие Головкинские Чтения,
посвященные Году культуры, Областной
этап Всероссийского конкурса юных
чтецов «Живая классика», Областной
поэтический чемпионат, Областной
молодежный марафон «Будущее в наших
руках», Областной слет «Время мечтать?
Время действовать!», Областные акции
«Время быть здоровым!»
и «Олимпиец», Всероссийский
дистанционный образовательный турнир
«Лидер и его команда, Областной
антинаркотический КВН, этап Кубка России
по шахматам, Региональные этапы
Всероссийских конкурсов «Зеркало
природы» и «Юннат», областной фотофестиваль.
2014 году впервые был
проведен Первый областной межнациональный
детский фольклорный фестиваль «Радуга
Поволжья». Фестиваль межнациональной
показательной площадкой в рамках
муниципальных г.о Новокуйбышевска
комплексной дополнительной образовательной
программы «Культура народов Поволжья»
(количество обучающихся по программе
1083 человека). Более 1000юных дарований
представили 14 национальных культур
области, приняли участие в интерактивных
играх а также познакомились с бытом,
праздниками и ремёслами народов Поволжья.
На трех площадках собрались творческие
коллективы из 30 городов и районов
Самарской губернии (г.о. Самара, г.о.
Кинель, г.о. Чапаевск, г.о. Нефтегорск,
г.о. Сызрань, г.о. Похвистнево, г.о.
Жигулевск, г.о. Отрадный, и районы:
Волжский. Большечерниговский, Шенталинский,
Красноармейский, Ставропольский,
Сергиевский, Исаклннский, Кинель-Черкасский.
Безенчукский, Хворостянский и др.).
2013-2014
учебном году около 7000 учащихся стали
победителями и призерами
Всероссийских
и международных творческих конкурсов
и спортивных соревнований.
По итогам Всероссийских
и Первых Европейских Дельфийских игр
2014 года, прошедших в г. Волгограде,
воспитанницы фотошколы «Самара» (ГБОУ
ДОД СДДЮТ) в составе команды Самарской
области завоевали 6 медалей (три золотых,
две серебряных, одну бронзовую»). Педагог
ГБОУ ДОД СДДЮТ Мусорин М.К. был награжден
Почетной грамотой Губернатора Самарской
области.
Высокого звания
«Детский образцовый художественный
коллектив» удостоены 70 детских творческих
коллективов области, в том числе 17
коллективов впервые получили это звание.
В 2013-2014
учебном году в рамках реализации
Национальной стратегии в интересах
защиты детей была подчеркнута значимость
правового воспитания детей. В целях
формирования правовой культуры учащихся
Самарской области проведены областной
конкурс сочинений «Я - юный парламентарий»,
областной конкурс «Я и право», областной
детский гражданский форум «Мы вместе!»,
Областной социо-проект «сПРАВОчник»,
результатом которого стала подборка
роликов правовой тематики для
образовательных учреждений. Данные
мероприятия были проведены при активной
поддержке Самарской Губернской Думы,
Прокуратуры Самарской области,
Уполномоченного по правам ребёнка
Самарской области, Общественной палаты
Самарской области, Самарской Региональной
Общественной Организации правовой
помощи и просвещения «Гражданская
позиция» и другими общественными
организациями.
С целью привлечения
внимания подрастающего поколения к
социальным проблемам обществ стимулирования
творческой деятельности посредством
социально-риентированного короткометражного
кино был проведен Областной конкурс
«Твой взгляд», в котором было представлено
59 фильмов образовательных
округов.
В сентябре 2014 года
делегация из 4 человек под руководством
Уполномоченного по правам ребенка в
Самарской области Козловой Т.В. будет
представлять Самарскую область в городе
Калуге на Всероссийском детском Форуме
«Дети! Россия! Будущее!» при патронаже
Уполномоченного при Президенте
Российской Федерации по правам ребенка.
Важным условием развития
региональной системы дополнительного
образоватпля детей является сетевое и
межведомственное взаимодействие.
В рамках сетевого
взаимодействия в течение года было
проведено более 60 мероприятий, что
способствует оптимизации имеющихся
ресурсов и повышению качества их
подготовки. Это такие мероприятия, как
региональный этап Дельфийских игр
России, Кросс наций, «Лыжня России»,
Фестиваль по парашютному многоборью
среди молодёжи призывного возраста,
Кубок военно-патриотических объединений
«Боевая кругосветка», Форум добровольчества,
мероприятия по организации летнего
отдыха детей и другие.
Одним из приоритетных
направлений является патриотическое
воспитание подрастающего покаления
региона. Возрождаются традиционные,
хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом
формы воспитательной тательной работы.
В этих целях особое внимание уделяется
внеклассной работе с учащимися: военно-
спортивные игры "Орленок" и
"Зарница", военизированные эстафеты,
викторины, месячники оборов массовой
работы, смотры строя и песни, посещение
воинских частей, военно-полевые сборы,
уроки мужества. Дни воинской славы,
«Вахта памяти», шефство над ветеранами
и другие формы работы. А особенно
привлекательны для молодежи Самарской
области соревнования «Школа безопасности».
В настоящее время в
Самарской области в общеобразовательных
учреждениях и учреждениях дополнительного
образования детей работает более 100
военно-спортивных и военно-патриотических
клубов, из них 92 - паспортизированы. В
клубах занимаются более 10 000 воспитанников.
Как показывает практика, большинство
из воспитанников военно-патриотических
клубов впоследствии связывают свою
судьбу с профессией защитника Отечества.
Большое внимание
уделяется открытости системы
дополнительного образования. В этих
целях практически 100 % учреждений и
структурных подразделений, реализующих
программы дополнительного образования,
подключены к сети Интернет, и в результате
активной работы в интернет пространстве
осуществляется широкое взаимодействие
с социумом, что повышает доступность
системы дополнительного образования
для потребителей и ее общественную
значимость. Успешно проводятся
интернет-проекты, конференции, заочные
школы по астрономии, фототворчеству.
Таким образом, в целом
в системе дополнительного образования
детей Самарской области отмечаются
положительные результаты, свидетельствующие
о ее развитии и эффективности.
Наряду с этим, для
решения наиболее актуальных проблем,
к числу которых относятся сокращение
отдельных направленностей дополнительного
образования, старение кадрового ресурса,
приоритетами 2014/2015 учебного года
определены:
- Увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования детей до 68%
- Обновление содержания системы дополнительного образования детей посредством приоритетной разработки и внедрения программ нового поколения, в том числе программ технического профилия;
- Дальнейшее внедрение в систему дополнительного образования инновационных технологий, в том числе информационных, телекоммуникационных технологий, технологий творческого развития самообразования;
- Создание условий для обеспечения равных социальных гарантий доступности услуг дополнительного образования для всех категорий детей (включая детей с ограниченными возможностями здоровья), в том числе через разработку и внедрение адаптированных образовательных программ;
- Принятие мер по укреплению кадрового ресурса через совершенствование методического сопровождения для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
- Развитие сетевого и межотраслевого взаимодействия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий