Анкета № 1
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой
деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные
свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):
1. В
сфере изобразительно-художественной одаренности:
- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в
выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит
хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
- способен составлять оригинальные композиции из цветов,
рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
- любит использовать какой-либо новый материал для
изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на
игровой площадке;
- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие
художественное назначение (украшение для дома, одежды);
- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы
выразить свои чувства и настроение;
- любит создавать объемные изображения, работать с
глиной, пластилином, бумагой и клеем;
- может высказать свою собственную
оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось
в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2.
В сфере музыкальной одаренности:
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям,
пению;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- хорошо поет;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на
инструменте, в песню или танец;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать
музыку;
- хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и
настроение;
- сочиняет собственные оригинальные
мелодии.
3.
В сфере литературной одаренности:
- любит писать и сочинять рассказы и стихи;
- может легко построить рассказ, начиная от завязки
сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться
выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- придерживается только необходимых деталей в рассказах
о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;
- выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо
передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;
- умеет передавать в рассказах такие детали, которые
важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то
же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое
и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
- умеет в рассказе изобразить своих
героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
4.
В сфере артистической одаренности:
- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека,
животного и других;
- интересуется актерской игрой;
- меняет
тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и
изобразить конфликт;
- склонен передавать чувства через мимику, жесты,
движения;
- стремится вызывать эмоциональные реакции у других
людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;
- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и
эмоциональные переживания;
- любит игры–драматизации.
5.
В сфере технической одаренности:
- интересуется механизмами и машинами;
- может чинить легко испорченные приборы, использовать
старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;
- любит разбираться в причинах и капризах механизмов,
любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться
в них;
- читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о
создании новых приборов, машин, механизмов;
- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто
задумывается об этом;
- проводит много времени над конструированием и
воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей,
кораблей);
- быстро и легко осваивает компьютер.
6.
В сфере лидерской одаренности:
- Инициативен в общении со сверстниками;
- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
- легко общается с детьми и взрослыми;
- улавливает причины поступков других людей, мотивы их
поведения. Хорошо понимает недосказанное;
- часто руководит играми и занятиями других детей;
- склонен принимать на себя ответственность, выходящую
за рамки, характерные для возраста;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве
партнера по играм и занятиям;
- обладает даром убеждения, способен
внушать свои идеи другим.
7.
В сфере спортивной одаренности:
- энергичен, производит впечатление ребенка,
нуждающегося в большом объеме движений;
- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
- часто выигрывает в разных спортивных играх у
сверстников;
- бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию
движений;
- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных
площадках;
- предпочитает
проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
- физически выносливее сверстников.
8.
В сфере интеллектуальной одаренности ( по А.да Хаану и
Г. Кафу):
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает
недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией
вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной
«программе»;
- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не
обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях
ему скучно;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников
информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о
мировой политике, экономике, науке и т.д.);
- обладает чувством собственного достоинства и здравого
смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен,
быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий