среда, 15 октября 2014 г.

Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Анкета № 1

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):
1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:
-       в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
-       становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
-       способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
-       любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
-       охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);
-       обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
-       любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
-       может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2.      В сфере музыкальной одаренности:
-       проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
-       чутко реагирует на характер и настроение музыки;
-       хорошо поет;
-       вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
-       любит музыкальные записи;
-       стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
-       хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
-       в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
-       сочиняет собственные оригинальные мелодии.
3.      В сфере литературной одаренности:
-       любит писать и сочинять рассказы и стихи;
-       может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
-       рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
-       придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;
-       выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;
-       умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
-       склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
-       умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
4.      В сфере артистической одаренности:
-       легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
-       интересуется актерской игрой;
-        меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
-       разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
-       склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
-       стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;
-       с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
-       любит игры–драматизации.
5.      В сфере технической одаренности:
-       интересуется механизмами и машинами;
-       может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;
-       любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
-       любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
-       читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
-       любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
-       проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);
-       быстро и легко осваивает компьютер.
6.      В сфере лидерской одаренности:
-       Инициативен в общении со сверстниками;
-       сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
-       легко общается с детьми и взрослыми;
-       улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;
-       часто руководит играми и занятиями других детей;
-       склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;
-       другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
-       обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
7.      В сфере спортивной одаренности:
-       энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
-       любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
-       часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
-       бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
-       движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
-       любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
-        предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
-       физически выносливее сверстников.
8.      В сфере интеллектуальной одаренности ( по А.да Хаану и Г. Кафу):
-       хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
-       обладает хорошей памятью;
-       легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
-       задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
-       любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
-       обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
-       гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);
-       обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
-       очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.




Комментариев нет:

Отправить комментарий